Аннотация: В связи с развитием инклюзивного образования в школах предлагаю разработку внеклассного мероприятия « Спешите делать добро» с целью формирования адекватного уважительного отношения к людям с инвалидностью и ознакомлению с жизнью людей с инвалидностью. В данном материале представлен подробный ход урока. Содержится необходимая информация, методические игры, дидактические материалы. Предлагается раскрытие слов доброта, источник доброты. Данный материал можно использовать как на уроках литературного чтения, так и на классном часе.
Цель: воспитание гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями.
Задачи:
1. Раскрыть для детей понятие «доброта», источники доброты (природа, добрые поступки).
2.Учить детей общению, наблюдательности.
3.Формировать нравственные качества человека: забота о других, взаимовыручка, умение дружить, делать добро для других.
4.Содействовать формированию нравственных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями;
Оборудование: компьютерная презентация «Спешите делать добро», разработка мероприятия, повязка на глаза,.
Предварительная работа. Чтение произведения В.Катаева «Цветик-семицветик»
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Методы работы: методы релаксации, игровые методы, приемы визуализации, тренинговые упражнения, беседа.
.
Ход урока.
Учитель: Итак, друзья, внимание - ведь прозвенел звонок.
- Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок.
- А о чём пойдёт речь на этом уроке, мы сейчас с вами узнаем с помощью подсказки
Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро – это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом – Добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну, в общем, добро – это что - то такое,
Что объяснить не в силах порою!
Итак, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Необычный урок - урок доброты!
Учитель: Итак, что такое добро? Где вы его встречали? (Дети отвечают)
Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
- Любит природу и бережет ее.
- Вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
- Любит птиц, помогает им выжить в зимнюю пору
Учитель: Сейчас можно услышать, что зло побеждает добро. Доброта , милосердие, сопереживание за других , создают основу человеческого счастья. Делать добро людям , сохранилось ещё от далёких предков. Доброта , милосердие, вырабатывались столетиями, для того, чтобы нам было легче жить.
Учитель Добрый человек - готовый прийти на помощь, и готов это делать не ради выгоды, напоказ, а делает это по велению сердца.
Доброта должна идти от сердца, Уже в четвертом веке до нашей эры древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». ( Платон)
Эту же мысль продолжил уже в первом веке нашей эры римский философ Сенека: «Человек, который думает о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Вспомним и слова Л.Н.Толстого: «В жизни есть одно несомненное счастье – жить для других».
Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.
Учитель А что такое зло?
- -Давайте слепим из пластилина зло?
- -А потом размажем его на доске, подумайте, на какой полосе мы будем размазывать? ( на доске две полосы из бумаги –голубая и серая)
Учитель. Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук. – Плохих людей не бывает, - ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь? – Понятно. сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое – то время. Задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Как известна, притча – даёт ответы на самые сложные вопросы, которые ставит перед нами жизнь.
Светлые или тёмные качества должен растить в себе человек?
Учитель. Ребята от чего нам становится грустно?
Если вам грустно или кто-то вас обидел , у меня есть карточка « Плохая погода»- вы просто возьмёте и поставите её на парту, а мы не будем мешать , тому у кого «Плохая погода»
Нужно прощать обиды.
Учитель. Просмотр фильма об инвалидах.
Какое чувство вызвал этот фильм?
Беседа про инвалидов. 3 декабря- всемирный день инвалидов. И мы поговорим о детях инвалидах. Эти люди живут совсем рядом с нами. Но их стараются не замечать. Они живут в особом мире, о существовании которого могут не догадываться даже ближайшие соседи. Они могут быть невероятно талантливыми и душевно богатыми людьми, но общество упорно отвергает тех, потому.
опрос всех учеников.
1.У кого есть знакомые люди с инвалидностью?
2. Встречали ли вы людей с инвалидностью?
3. Как вы думаете, сколько людей с инвалидностью в городе?
4. Какие бывают виды инвалидности?
5.Почему становятся инвалидами?
6. В каком возрасте становятся инвалидами?
7.Каких людей с инвалидностью больше - пожилых или молодых?
8. Кем и где работают люди с инвалидностью?
Мини-лекция об инвалидности.
Дети-инвалиды это - реальные люди, имеющие лицо и характер. В тяжелых условиях, порой, катастрофической инвалидности, как бы на иссушенной почве, они живут свою единственную и неповторимую жизнь. Их тело, в случае серьезных, множественных нарушений развития, способное своим видом вызывать отторжение у здоровых людей. Инвалиды - такие же люди, как мы с вами, только они намного больше понимают ценность обычных вещей - видеть, слышать, ходить, сидеть. Понимают, что видеть утро, людей, кошек - это здОрово. Современный человек не ценит то бесценное, что имеет - зрение, слух, речь, возможность ходить..? Инвалиды - такие же люди, как мы с вами, только они намного больше понимают ценность обычных вещей - видеть, слышать, ходить, сидеть.
Вывод. Инвалидам не нужна опека. Инвалидам нужны равные возможности, немного комфорта в их среде обитания, понимание и диалог с обществом.
Физкультминутка.
Доброта должна идти от сердца,.
Положите ручки на сердце.
Закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.
Поделитесь своей добротой с другом. Прикоснитесь ладошками к другу.
Беседа по содержанию произведения В.Катаева «Цветик - семицветик»
Учитель. - Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти строки:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по моему вели.
Вели, чтобы…
Учитель. Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).
- Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?
- Правильно самое обдуманное и правильное желание было седьмое.
- С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание?
- Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все
Упражнение «Связанные руки».
Цель: создание возможности пережить ограничение движения рук.
Детям связываются руки, а затем их просят застегнуть - расстегнуть пуговицы на куртке, написать мелом на доске и т. д.
Упражнение: «Что слышно?»
Цель: обращение внимания на значение слуха в жизни, развитие слухового внимания.
Я предлагает вам в течение 1 минуты обратить внимание на окружающие их звуки, а затем рассказать, что они услышали.
Как прекрасно проснуться утром, услышать пение птиц, шелест листьев на деревьях, почувствовать гармонию души и тела… — это счастье. Отнестись к нему, как к равному человеку.
Упражнение «Слепой, Глухой, Немой».
Цель: погружение совершенно здоровых людей в мир человека с ограниченными возможностями, развитие эмпатии.
Для выполнения данного упражнения выбираются 3 человека, которым будет необходимо играть предложенные на карточках роли людей с проблемами в развитии.
- 1й – не двигается, не слышит, но говорит и видит
- 2й – не говорит, не слышит, но двигается и видит
- 3й - не говорит, не видит, но слышит и двигается
Вывод. Нельзя оскорблять, неуважительно отзываться о ком-либо, давать оценочные суждения, критиковать
Домашнее задание: В течение недели отнеситесь к своим родным как можно заботливее. Понаблюдайте, что изменится за это время в семье.